Что такое Защита? Значение и толкование слова zaschita, определение термина
Защита - - сознательная или бессознательная деятельность человека, предусматривающая сохранение его жизни и обеспечивающая такое разрешение внутрипсихических конфликтов, которое в силу внешних обстоятельств и внутренних стремлений оказывается приемлемым для него. В психоанализе под З. понимается прежде всего и главным образом бессознательная деятельность человека , направленная против сексуальных, эгоистических и деструктивных влечений, неприятных воспоминаний и различного рода фантазий, непосредственная реализация или репродукция которых способна привести к нарушению целостности психической организации человека. Понятие "З." было использовано З. Фрейдом при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. В статье "Защитные невропсихозы" он провел различие между гипноидной истерией, неотреагированной истерией и истерией З., тем самым высказав первые представления о З., которые впоследствии легли в основу его некоторых психоаналитических идей, в частности в основу концепции вытеснения. Согласно его предположениям, З. направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в соматику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то З. от него может привести к галлюцинаторному психозу , как отказу от реальности. В написанной совместно с И. Брейером работе "Исследования истерии" (1895) Фрейд рассматривал З. в качестве важного фактора , способствующего возникновению одной из форм истерии. Здесь же он впервые, пожалуй, наряду с З. использовал термин "вытеснение", говоря о том, что патогенное воспоминание вытесняется исходящей от Я психической силой. В статье "Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах" Фрейд высказал мысль о том, что З. является "ядром психического механизма", ведущего к возникновению невротических заболеваний. Как и в предшествующей работе, в данной статье понятия "З." и "вытеснение" используются Фрейдом в качестве равнозначных, взаимозаменяемых. Одновременно Фрейд предпринял попытку рассмотрения различных форм З., проведя различие между "первичной З.", в которой решающую роль играют чувства стыда и совести, и "вторичной З.", приобретающей значение навязчивого побуждения, превращающегося в навязчивые действия. "Первичная З." служит для поддержания внешнего здоровья человека, в то время как "вторичная З.", осуществляемая под воздействием возвращения вытесненных воспоминаний, порождает компромиссные образования в форме невротических симптомов типа разнообразных навязчивых действий. Словом, в статье "Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах" речь шла, фактически, о различии между нормальной и патологической З., к которым может прибегать человек в процессе своей жизнедеятельности. Столь значительное внимание к проблеме З. было уделено Фрейдом как раз в тот период его исследовательской и терапевтической деятельности, когда он ввел в научный обиход термин "психоанализ". На начальном этапе становления психоанализа проблематика З. в ее различных ракурсах занимала не последнее место в его концептуальных построениях. Так, в работе "Психопатология обыденной жизни" З. рассматривалась им не только с точки зрения раскрытия психологии невротиков, но и в плане осмысления природы такого феномена, как забывание. С одной стороны, Фрейд подчеркивал, что "стихийное стремление к защите от представлений, могущих вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить лишь рефлекс бегства при болезненных раздражениях, приходится отнести к числу главных столпов того механизма, который является носителем истерических симптомов". При этом он был далек от утверждения того, что тенденция З. всегда в состоянии одержать верх, и не исключал возможность отнесения ее к низшей психической инстанции, которая может парализоваться другими, высшими инстанциями. С другой стороны, основатель психоанализа сводил к тенденции З. такие явления, как случаи забывания, и считал, что "там, где это возможно, тенденция защиты передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы не что иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что, собственно, и вызвало отпор". Однако по мере становления и развития психоанализа понятие З. все более уходило у него на задний план , в то время как на передний план стали выдвигаться представления о вытеснении. Первые три десятилетия развития психоаналитической теории и практики как раз и прошли под знаком усиленного внимания Фрейда и других психоаналитиков к проблемам вытеснения и сопротивления. Позднее, во второй половине 1920-х, после того как в центре психоаналитических исследований оказались не только процессы вытесненного бессознательного, но и те психические процессы, которые были вызваны к жизни деятельностью Я и Сверх-Я , он вновь вернулся к рассмотрению проблемы З. В работе "Торможение, симптом и страх" Фрейд не только провел различие между вытеснением и З., но и высказал мысль о том, что использование понятия "З." имеет свои преимущества, т.к. расширяет представление о приемах, которые использует Я для возможного разрешения внутрипсихических конфликтов и которые способны привести к невротическим заболеваниям. При этом он подчеркнул, что накопленные психоаналитические знания о возникновении симптомов, истерии и неврозе навязчивости послужили достаточным основанием, чтобы воспользоваться старым понятием "З.", которое может охватить все процессы, обеспечивающие "защиту Я от требований влечений", и включить в это понятие вытеснение, "как один специальный случай " . Кроме того, следует, как заметил он, принять во внимание возможность, что углубление исследований откроет тесную связь между "особыми формами защиты" и определенными заболеваниями. Работа Фрейда "Торможение, симптом и страх" была переведена на русский язык под названием "Страх" в 1927. В русскоязычном издании вместо понятия "З." использован термин "отражение", что может ввести в заблуждение тех, кто обращается к идейному наследию Фрейда. Последующие переиздания данной работы осуществлялись, как правило , с издания 1927 и, следовательно, в них сохраняется терминология, затрудняющая понимание важного момента в развитии классического психоанализа, а именно, возвращение к использованию понятия "З.". Одиннадцать лет спустя в работе " Анализ конечный и бесконечный" Фрейд обозначил " действие защит в Я" как " изменение Я", если понимать под этим "дистанцию от фиктивного нормального Я", которое является союзником в аналитической работе. Одновременно он высказал соображения, согласно которым противодействующий "защитным устремлениям Я" количественный момент силы влечений устанавливает предел эффективности аналитической работы, благодаря которой контроль над влечениями становится лучше, но по-прежнему остается несовершенным, поскольку "преобразование защитных механизмов не является полным". Высказанные Фрейдом в различное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действии в психике человека послужили отправной точкой для ряда психоаналитиков, уделивших основное внимание в своей исследовательской и терапевтической деятельности защитным механизмам Я. В.М. Лейбин