Словари

Что такое Вдохновение? Значение и толкование слова vdoxnovenie, определение термина

Вдохновение - В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта , при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между людьми в этом отношении признать невозможно; некоторая степень вдохновения необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово " вдохновение " (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие ), обусловливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на вдохновение мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов - например, у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы , представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера ; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение , что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (то есть также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону , который смотрит на вдохновение, как на внутренний эффект , сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно-сущего или вечных идей (см. в особенности диалог Федр). Впрочем, у Платона - и еще более у позднейших неоплатоников - идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме . По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием ; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом, как чужая сила - вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение . Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения - наряду с инстинктом, религиозным чувством и так далее - к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала . В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством. Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям ( гениальность ) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт , очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на вдохновение могут быть подведены под три главных точки зрения: 1) или вдохновение понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил, 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания, 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях . Эти три основные взгляда отвечают собственно на три различные вопроса : в первом имеется в виду причина данного явления, действующая или производящая ( causa efficiens), во втором - причина формальная или идеальная (?????), в третьем - причина материальная или субстрат (?? ???????????). Во всяком случае эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно-научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего. Вл. С.

Посмотреть значение слова Вдохновение в других словарях:

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ве - (Сканд.) Один из трех богов - Одина, Вили и Ве - которые убивают великана Имира (хаотичную силу)...
Ведана - (Санскр.) Вторая из пяти Сканд (восприятия, чувства ). Шестая Нидана .
Веданта - (санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение; к В. в...
Веддхас - (Синг.) Название дикого племени, обитающего в лесах Цейлона. Их очень трудно отыскать.
Ведовство - - вредоносное колдовство , сопровождаемое вредоносными магич . обрядами, в основе к-рых лежит...
Веды - (санскр., доел. - священное знание ) - древнейшие памятники инд. религ. лит-ры, складывавшиеся на...
Ведьма - - по суеверным представлениям, восходящим к язычеству, женщина -колдунья, к-рая, благодаря тайным...
Вежливость - - моральное качество , характеризующее поведение человека , для к-рого уважение к людям стало...
Вездесущность - (лат. - omnipraesentia) - понятие философской системы Фомы Аквинского, обозначающее феномен...
Вели - (араб. - близкий) - человек , близко стоящий к богу, святой в исламе . В. приписывается...