Что такое Триада? Значение и толкование слова triada, определение термина
Триада - (от греч. trias, род, падеж; triados - троица ) - термин , обозначающий тройственный ритм движения бытия и мышления, а также особый способ классификации и моделирования действительности. Пифагор считал число "три" числом тайны. Это число отвечает мужскому началу, Духу. В феноменальном плане троичность есть принцип образования физического тела, а в плане сущностном Т. - это первое понятие проявленного божества (Отец, Мать, Сын). В геометрии только треугольники, а не одна или две прямые линии, выглядят как простейшие завершенные фигуры. Греческая буква "дельта", которую изображают в форме треугольника, у эзотериков означает "проводника неведомого божества", и слово "Deus" y латинян начинается с той же буквы. Цифра "З" у древних - идиограф трех материальных элементов: воздуха, воды и земли. Т. - завершенный ансамбль монады (принципа постоянства и формы) и диады (принципа неопределенности, множественности и материи). Пифагор полагал, что закон триадичности есть универсальный закон мироздания. Платон и платоники широко использовали идею Т. Например, они учили об образце, демиурге и материи как о трех началах , а о нусе, псюхе и космосе - как трех ступенях бытия. В христианской философии Т. играет первостепенную роль . Бог предстает Троицей, соборным единством Отца, Сына и Святого Духа. Согласно трехмерной модели человека , изложенной в посланиях ап. Павла, человек состоит из плоти, души и привходящего в душу духа. В отличие от неоплатонического учения о Т. как лестнице, составленной нисходящими и восходящими безличностными структурами, ипостаси христианской Т. - единосущные лица, онтологически равные друг другу. Идея Т. получила дальнейшее развитие в немецкой классической философии. Так, в системе Гегеля эта идея воплощена в его схеме всякого развития: " тезис - антитезис - синтез ". Марксисты, материалистически переиначивая Гегеля, описывают процессы развития "триадически" - в форме закона отрицания отрицания. Идея Т. - одна из фундаментальных не только в философии, но и во всех прошлых и ныне сосуществующих культурах . Д. В. Пивоваров