Словари

Что такое Символизм? Значение и толкование слова simvolizm, определение термина

Символизм - Зачастую довольно неудовлетворительно определяемое направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX века. Столь же неудовлетворительно объяснение причин того, почему символизм себя "исчерпал". Сложность оценок вытекает из неоднородности творчества символистов, многослойности их произведений. Сила и одновременно слабость С. в том, что он заведомо в главной своей нацеленности был направлен на создание шедевров, причем чисто эстетических, абсолютных, но не историко-эстетических, музейно значимых. Шедевры в первом смысле требуют от художника иного отношения к своей области, чем при обычном акте творчества. Мастер должен как бы покидать собственное мастерство, свою область, оказываться на ничейной полосе в сфере культуры вообще. В поэзии подобные отходы от ремесла лишь в исключительных случаях приводят к успеху (попытки сверхискусства), а чаще дают либо графоманию, либо потерю экспрессии и выразительности при относительно товарном виде произведения. Направления до С. и после С. отличались гораздо большей цельностью своих конечных результатов. Критерии такой цельности, конечно, относительны. В русской поэзии школа символистов создала не более 150 - 200 шедевров за всю историю течения. Эти стихотворения отличаются высочайшим эстетическим накалом, экзистенциальной необычностью - постоянно создавать именно такие произведения не способен никто, а, как правило , творчество оценивается не по исключительным случаям. Такова одна из причин падения направления. Другая причина в том, что питательней средой С. был декаданс, явление не только искусства, но и цивилизации в целом. Возникая на известных перегибах истории, декаданс не может продолжаться вечно. Одна из вершинных особенностей русского символизма заключается в следующем: так называемый " образ героя" в произведениях, "лирический герой" есть НЕ- ЧЕЛОВЕК *. Не-человек даже в тех случаях, когда автор навязывает ему будто бы обычные человеческие эмоции и намеренную приземленность. Герой здесь - субъект , вылетевший из человеческой оболочки , нечто вроде того духа, что смутно брезжил и раньше, но вгонялся в прокрустовы формы либо байронического героя, либо демона и нелепого Заратустры. Именно в символизме не-человек предстал без маски и приставных крыльев. Русская нелюдь перешагнула не только национальные формы, но - в отдельных случаях - и европейские эстетические каноны . Не-человек живет миром таких экзотических чувств, какие для обычного человека невозможны. Мир ИНЫХ ЧУВСТВ (чувств, не являющихся эмоциями) - еще одно отличие символизма, и не символизм их изобрел... Структурные и фактурные особенности С. даже при наличии самой обычной тематики или формальной бестематичности (собственно " искусство для искусства") призваны вызывать сверхэмотивные чувства , делать видимым даже за намеренно неприхотливым, квази- обычным описанием нечто НАДМИРНОЕ, СУПЕРВАЖНОЕ, по сравнению с которым смерть человека или его жизнь - ничто . Вполне законны такие старые определения символа как "дверь в Эдем " или " ключ от вечности" - С. во многом опережает философию. Термин "символизм" первоначально неверно связывался с наличием двойственности мира (в чисто житейском плане в этом есть некоторый смысл). Удвоение мира есть и в любом несимволическом произведении: во всяком случае, есть противопоставление структуры произведения иному. Однако идеи Платона (и даже Плотина ) никакого отношения к С. не имеют, если, конечно, не иметь в виду платонизма в трактовке мыслителей-эклектиков. Теоретическая сторона С. была до-вольно слабо проработана и французскими символистами: их манифесты, заявления, в основном, чисто декларативны. Потустороннее - не есть идеальное . Оно - норма , субстанция не-человека либо здесь-теперь обычного человека в тех или иных ред-ких случаях. Задача искусства и, в частности, символизма заключается в приближении т о г о с ю д а. Однако подобное высказывание - условность. В действительности т о находится з д е с ь, никакого дуализма нет. Искусство только усиливает не-человека в человеке (модернистские шедевры). Дается не контрарное отношение двух плоскостей, не перетекание из одной области в другую, но прояснение, отмывание, призывание человеком не-человека, а иногда - отбрасывание не-человеком человека... Подобное отбрасывание может осуществляться самым невинным образом, например, методом особой выразительности при выписывании натюрморта , вне каких-либо художнических эксцессов. Изобразить можно довольно простое; главное - наличие в простом не нашего, не людского, а каким образом подобный эффект достигается - дело мастера. "Девушка вензель чертила на зимнем окне...", "Сырой песок покорно был готов отпечатлеть ослиные копыта..."** -ничего выходящего из рамок формально здесь нет. Достаточно показать, что девушка и копыта - ни при чем, что они - примета неприметности, случайности, то, чего могло и не быть.

Посмотреть значение слова Символизм в других словарях:

Что означает термин Символизм?Исторический словарь
Толкование слова СИМВОЛИЗМСловарь иностранных слов
Что такое Символизм?Словарь по искусству
Определение термина СимволизмСоциологический словарь
Что означает слово Символизм?Энциклопедический словарь

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Символы - Основу масонской символики составляют инструменты мастера -строителя: молоток, циркуль, угольник,...
Симметрия - (от греч. symmetria соразмерность) - равномерное, сходное расположение, напр., частей...
Симония - (от имени еванг. персонажа Симона-волхва) - распространенная в период средневековья покупка и...
Симорг - (Перс.) То же, что крылатый Сиорг, нечто вроде гигантского грифона, наполовину феникс, наполовину...
Симпатия - (отгр.-чувствовать): склонность , обеспечивающая взаимопонимание людей. Шелер проанализировал...
Симплификация - (от лат. simplex - простой и facere - делать) - упрощение. Чаще всего симплификация -...
Симптом - (от греч. symploma - совпадение, признак ) - примета чего-либо, внешний признак какого-либо...
Симулакрум - (simulare - притворяться) - термин имеет два различных значения в зависимости от репрезентативной...
Симулякр - (фр. simulacres, от simulation - симуляция ) - термин философии постмодернизма для обозначения...
Симуляция - - понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до...