Словари

Что такое Образование? Значение и толкование слова obrazovanie, определение термина

Образование - Одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сооб-ва и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Осн. социокультурные функции О. связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специализир. социального опыта , накопленного человечеством в целом и собственным сооб-вом в частности, введением человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности об-ву его проживания и обучением его специализир. знаниям, умениям и навыкам продуктивной деятельности в рамках осваиваемой им социально-функциональной роли (специальности) в обществ. разделении труда . Именно процессы инкультурации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сооб-ва и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности людей, ведут к непосредственному социальному воспроизводству сооб-ва как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения опр. социально-функциональной роли преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сооб-ва в постоянно меняющихся истор. условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментария и т.п. О. традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), причем на более низких уровнях О. доминирует решение задач общего О. (просвещения), а по мере повышения уровня начинают преобладать функции специализир. обучения. Общее О. преследует цели преимущественно инкультурации личности обучаемого и потому оно так тесно связано с задачами воспитания. По существу различие между этими двумя видами формирования личности заключаются в том, что в процессе воспитания человек усваивает нормы, правила и ценности обыденного поведения, сознания и взаимодействия с другими людьми на примерах ситуаций актуального для него повседневного образа жизни (быта), в процессе же общего О. он усваивает в принципе то же самое, но на более обширном и универсальном материале истор. опыта жизнедеятельности человечества (или собственного сооб-ва), преподносимого гражд. историей, философией, религией, лит-рой, историей искусства, политологией, правоведением и т.п. Разумеется, помимо норм и ценностей социального общежития значимое место в программах общего О. занимает изучение учащимися основ общенаучных знаний об окружающем мире ( математика , физика , химия, биология , география, социология и др.), а также осн. средства общесоциальной коммуникации (родного и иностр. языков, основ информатики и пр.), норм и правил осуществления этой коммуникации. В принципе инкультурация индивида в процессе воспитания и общего О. формирует его в качестве "продукта" культуры данного сооб-ва, закладывает в его сознание , память , оценочные и поведенч. стереотипы и навыки , культурные образцы в уже готовом к "употреблению" виде, а также воспитывает в нем "потребителя" культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сооб-ва, т.е. по существу формирует личность социально адекватную актуальным потребностям этого сооб-ва. Совершенно иные социокультурные цели преследует специализир. О. Здесь речь идет о подготовке уже не "продукта" и "потребителя" культуры, а ее "исполнителя" (профильного воспроизводителя-интерпретатора актуальных культурных форм) и "творца" (разработчика новых форм). Такого рода обучение осуществляется преимущественно в специализир. областях социальной практики, квалифицированными представителями узкопрофилированных профессий, специальностей и специализаций. Освоение этих ролевых функций обучающимся связано с процессом его социализации - введением в действующую систему разделения труда, усвоением им спец. знаний, практич. умений и навыков продуктивной деятельности (и в том числе творч., инновативной) в избранной сфере. Именно этому и посвящено проф. О. - среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское повышение квалификации. При этом представляется очень важным, чтобы обучающийся усвоил не только фундаментальные и прикладные знания и умения по предмету , функциям и технологиям его будущей деятельности, но и принципы соответствующей проф. культуры - критерии социальной приемлемости форм осуществления данной деятельности (по их социальной цене и последствиям), этику отношения к труду и проф. взаимодействия, реалистичные статусные притязания, традиции , атрибутику престижности и иные ролевые признаки специалиста в этой области, т.е. полноценно интегрировался не только в производство , но и в социально-функциональную страту (профессионально культурную общность ) производителей. Только в этом случае задачи специализир. О. по социализации личности могут считаться полноценно выполненными. Лит.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Обществ. потребности, система образования, молодежь. М., 1988; Саймон Б. Об-во и образование . М., 1989; Флиер А.Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996. № 4.

Посмотреть значение слова Образование в других словарях:

Толкование слова ОбразованиеСоциологический словарь

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Образы - Образы , в противоположность ощущениям, могут быть определены лишь благодаря их особой причинной...
Обращение - (лат. conversio) - в традиционной логике вид непосредственного умозаключения, в котором вывод...
Обрезание - - религ.- магич . обряд удаления крайней плоти мужского полового органа . В перво-бытн. об-ве О....
Обряд - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека с целью...
Обрядность - Основными масонскими обрядами являются: открытие и закрытие работ, освящение ( инициация ),...
Обсерванты - - монахи - францисканцы , к-рые в отличие от конвентуалов (ратовавших за смягчение правил монаш....
Обскурантизм - (от лат. obscurus - темный, затемняющий) -противодействие прогрессу познания и просвещения во имя...
Обучение - - в психологии процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта . Обучение...
Общее - - принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в...
Общезначимость - — в субъективно-идеалистической философии считается определителем достоверности человеческого...