Словари

Что такое Логосфера? Значение и толкование слова logosfera, определение термина

Логосфера - - это философская категория , обозначающая мыслительно-речевую область культуры. Идея Логоса (от греч. - слово рассудок , понятие , учение ) впервые создана Гераклитом, она проходит сквозь всю историю европейской философии. Мироустроительную функцию Логоса в восточной культуре выполняют Дао и Дхарма (см.: Григорьева Т. П. Дао и Логос (встреча культур). М., 1992). Идею Л. развил Р. Барт в работе " Война языков" (1975), обсуждая проблему связи языка с властью и подавлением людьми друг друга, с иерархией социума . Метод лингвофилософского изучения Л. получил название метода выделения "ключевых слов" культуры и их семантического анализа . Основа Л. - риторический идеал (" образ прекрасной речи"). Речевое поведение носителей данной культуры регулируется ментальным образцом и образом хорошей речи, существующим у любого говорящего и составляющим неотъемлемую компоненту культуры. Например, для античности - это гомеровские поэмы. Риторический идеал обладает следующими свойствами: 1. Историческая изменчивость . Эта его особенность давно отмечена писателями - достаточно вспомнить "Окаянные дни" И. А. Бунина и описание "новояза" в романе "1984" Дж. Оруэлла; 2. Культуроспецифичность. К примеру , отечественные работы "периода застоя" по общественным наукам зачастую оценивались западными учеными как невыносимо скучные. Л. различных культур обнаруживают яркую самобытность , которая не всегда оценивается позитивно и ведет к непониманию; 3. Обусловленность социальной структурой: " Речь людей такова, какова их жизнь " (Сенека). Современная политология признает невозможным изучение политических структур и процессов в отрыве от изучения обслуживающего их языка. Истоки этой методологемы легко обнаружить в "Риторике" Аристотеля. Эвристически перспективную "формулу" Л. предложила А. К. Михальская Эта "формула" содержит четыре бинарные оппозиции признаков риторического идеала: 1) монологичность / диалогичность по содержанию, 2) то же по форме, 3) атональность ( борьба и победа)/ гармонизация ( консенсус ), 4) онтологичность/ релятивизм . В последней оппозиции фиксируются представления отдельных социальных групп и речевых коллективов о том, каково должно быть отношение речи к истине, понимаемой онтологически ( традиция Сократа и Платона ). Так, например, политическая речь не просто фиксирует онтологию - она ее представляет в соответствии с целями завоевания и удержания власти (см.: Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996). Р. Барт разделил все языки Л. на две группы: 1) энкратические (обслуживающие власть и идеологию в ущерб истине) и 2) акратические (безразличные к власти, устремленные к истине). "Чем же обусловлена эта боевая сила , воля к господству, присущая дискурсивной системе? Нам как следует не известны ни физика , ни диалектика , ни стратегия нашей логосферы... - при том, что каждый из нас ежедневно подвергается тем или иным видам языкового террора" (Р. Барт). В сравнительно-исторической риторике изучаются типы речевого поведения различных социальных лидеров (монархического, харизматического, фашистского, демократического), особенности политического дискурса , речевая агрессия в современной Л. Каковы онтологические основания Л.? Одно из возможных решений этой проблемы сформулировал Г. Д. Гачев. Основные тезисы его концепции Космо-Психо-Логоса таковы: 1. Проблема касается Целого. Оно постижимо лишь совместными усилиями рассудочного и образного мышления ("мыслеобразы"); 2. Исследование одушевлено пафосом интернационализма и равноправия: в оркестре мировой культуры каждая национальная целостность дорога всем другим и своим уникальным тембром, и гармонией со всеми; 3. Каждый народ видит устройство бытия в особой проекции, которую автор называет "национальным образом мира"; 4. Всякая национальная целостность есть Космо-Психо-Логос, т. е. единство национальной природы, склада психики и мышления; 5. " Природа каждой страны есть текст , исполнена смыслов, сокрытых в Матери-и. Народ = супруг Природины (Природа + Родина). В ходе труда за время Истории он разгадывает зов и завет Природы и создает Культуру, которая есть чадородие их семейной жизни"; 6. Природа и Культура находятся в диалоге : и в тождестве, и в дополнительности. Общество и История призваны восполнить то, что не даровано стране от природы. С т. зр. автора, национальное - и позади, и впереди; поэтому Пушкин более совершенно русский, чем князь Игорь; 7. Национальное подвержено различиям и расколам, но это - проблема второго этапа ; 8. Национальный образ мира проявляется в пантеонах, космогониях , наборе основных архетипов-символов в искусстве и науке (см.: Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995). Наиболее уязвимыми для критики представляются второй и шестой тезисы. Равноправие национальных культур не есть признание равноценности их вклада в мировую культуру. Оркестр мировой культуры - это действительное или желаемое ее состояние ? Описывая диалог Природы и Культуры, автор обходится без понятия цивилизации, апокалипсические реалии нашего времени не согласуются с отдельными тезисами его концепции. Русский риторический идеал восходит к традиции Сократа и Платона. Его общекультурный базис рассматривался в трудах И. В. Киреевского как проблема различий речемыслительных культур Запада и Востока. Западно-католическая культура характеризуется монологическим идеалом, в котором речь - важнейший способ утверждения "Я", а соревновательность и нацеленность на победу - принципы речевого общения. Природу русской Л. изучали Б. П. Вышеславцев, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Г. Г. Шпет и др. Вышеславцев писал: "Во всей мировой философии Платон является единственным в своем роде соединением трех потенций духа: диалектического гения, поэтического таланта и мистической одаренности. В этом сочетании даров Соловьев конгениален Платону. Более того, Платону конгениальна русская душа : доказательством тому является Достоевский с его трагическим гением, диалектическим талантом и мистическими озарениями". Именно Ф. М. Достоевский провидел облик новой, диалогической культуры. Современные исследователи характеризуют традиционный русский речевой образец как идеал гармонизирующего положительно-онтологического диалога. Этот идеал определяет соответствующий - субъект -субъектный, симметричный - тип отношения человека к партнеру по общению. Для характеристики противоположного (субъект-объектного) типа отношений в Московском методологическом кружке (Г. Щедровицкий, Б. Грушин, А. Зиновьев и др.) использовался термин " объективный идиот". Так называют участника общения, который принимает отведенную ему пассивную роль "сосуда для информации", объекта воспитания, воздействия и манипулирования (см.: Петербургский А. Философия одного переулка. М" 1992). В некоторых культурах речь представляют как способ подавления партнера. Эту парадигму выразил Р. Барт: "Говорить - вовсе не значит вступать в коммуникативный акт, как нередко считают. Это прежде всего значит - подчинять себе собеседника". Противоположна сущность русского риторического идеала: "Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово" (В. Ф. Одоевский). Л. русской культуры, основанная на принципах "диалогического единства мира", "соборности сознания", целостности, имеет славную историю и богатые гармонизирующие возможности для создания коммуникации будущего. В. П. Прыткое

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Логотерапия - (от греч. logotherapie) - выражение , введенное Виктором Э. Франклем, долженствующее обозначать...
Логотомия - - одна из парадигмально значимых методологических презумпций философии постмодернизма ,...
Логофилия - - понятие , введенное философией постмодернизма для обозначения специфики социокультурного...
Логофобия - - понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен неприятия классической европейской...
Логоцентризм - - понятие , введенное постмодернистской философией (в контексте парадигмы "постмодернистской...
Лодур - (Сканд.) Второе лицо в троице богов в "Эдде" древне-скандинавов; отец двенадцати великих богов....
Ложа - - (от английского lodge - помещение, комната для собраний) - ячейка масонского братства . Обычная...
Ложь - Фундаментальный первообразующий элемент (сеть элементов) восприятия и коммуникации, составная...
Локализация - (от лат. localis местный) - определение места; в психологии - связанность психических явлений с...
Локализм - - скрытая ценность , связанная с существованием в большом обществе вечевого и соборного идеалов,...