Словари

Главная / Философский словарь / К / Концептуализм

Что такое Концептуализм? Значение и толкование слова kontseptualizm, определение термина

Концептуализм - (лат. conceptus - понятие ) - умеренное направление средневековой традиции номинализма , занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс , фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма ; в качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика : основоположник - Петр Абеляр; наиболее последовательный представитель - Иоанн Солсберийский. К. Абеляра оформляется под воздействием взглядов двух его учителей - Росцелина и Гийома из Шампо, т.е. наиболее радикальных выразителей позиций номинализма и - соответственно - реализма . Преодолевая крайности последних, Петр Абеляр полагает невозможным считать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей (ибо в этом случае необходимо было бы выводить альтернативные акциденции из единой субстанции: например, телесность и духовность из сущности человека ), ни только звучанием голоса, flatus vocis (ибо даже имена представляют собой не просто звук, vox, но семантически наполненное слово - sermo). Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциально, но в последней присутствуют признаки , выражающие не только истинную сущность вещи , но и частные ее проявления, - именно эти признаки позволяют отнести вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем. По Петру Абеляру, универсалия как общее понятие есть результат деятельности человеческого ума, обобщающего реальные свойства (признаки) вещей, характеризуемых одним и тем же " состоянием " ( status ), и при анализе процесса возникновения универсалий Петр Абеляр делает акцент на чувственном опыте , не выделяя его, однако, из общесинкретической познавательной процедуры в качестве самостоятельного этапа или - тем более - акта : непосредственно в сенсорном процессе ум отвлекается от сугубо индивидуальных и неповторяемых свойств объекта , адсорбируя интегральные признаки, позволяющие объединять вещи в тот или иной status. Иначе говоря, универсалии оформляются в чувственном опыте посредством абстрагирования. В отличие от Петра Абеляра, Иоанн Солсберийский, чьи взгляды оформились во многом под воздействием Цицерона и античного скептицизма , проанализировав все представленные в схоластике варианты решения проблемы универсалий, высказывает мнение о ней как об основополагающей для философии, а потому не имеющей финального решения. Полагая модель К. наиболее приемлемым вариантом ее интерпретации, Иоанн Солсберийский придерживался именно ее, не считая, однако, вопрос закрытым и допуская возможность плюрализма иных его решений. Предполагая наличие трех источников достоверного знания ( чувства , разум и вера ), он дифференцирует в рамках К. предложенный Петром Абеляром когнитивный синкретизм , фиксируя не только специфические познавательные функции как чувственно-опытного, так и рационально-логического ("диалектического") познания, но и необходимую взаимодополняемость эмпирических и рационально-теоретических источников знания: "если диалектика облегчает изучение других наук, то, оставшись наедине с собой, она становится бессильной и бесплодной. Ибо если нужно оплодотворить душу для того, чтобы принести плоды философии, она должна зачать извне". Этот значимый для разворачивания гносеологической проблематики импульс дифференциации сохраняется и в философии Нового времени. К. не только был развит новоевропейской философией (Локк, Гельвеции, Кондильяк), но и послужил также основой становления гносеологической программы синтеза уже концептуально конституировавшихся эмпиризма и рационализма , предусматривающей сенсорный способ получения исходных данных опыта и их последующую комбинаторику и обобщение рациональным путем. Таким образом, универсалии являются в контексте данной парадигмы результатом деятельности "разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним именами" (Локк). В этой проекции К. может быть оценен не только как умеренный вариант номинализма, но и как парадигмальная установка , объективно задающая перспективу снятия альтернативы реализм - номинализм, задавая более конструктивный синтетический метод решения проблемы общих понятий. (См. также Универсалии, Номинализм.)

Посмотреть значение слова Концептуализм в других словарях:

Что означает термин КОНЦЕПТУАЛИЗМ?Словарь иностранных слов

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Концепции - - идеи или общие понятия. Математические концепции - полезные понятия (предел, давление); они...
Концепция - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел,...
Конъюнктура - [11] - 1) совокупность обстоятельств, положение вещей , сложившееся к данному времени; 2)...
Конъюнкция - (от лат. conjunctio - союз, связь ) - логическая операция, с помощью которой два или более...
Кооперация - - сотрудничество, взаимосвязь людей в процессах их деятельности. К. - это своеобразное сложение...
Кооптация - [11] - "введение в состав какого-нибудь выборного органа новых членов и кандидатов решением...
Координаты - (от лат. со - совместно и ordinatus - упорядоченный) - осн. моменты , определяющие данность. В...
Координация - (от лат. со - совместно и ordinatio - упорядочение) - взаимосвязь, приведение в соответствие,...
Копула - (от лат. copula - соединение) - связка ; в предложении или в логическом суждении - связь между...
Коран - (араб. «аль-куран» - чтение , декламация) - гл. св. книга мусульман. По учению ислама , К. не...