Словари

Главная / Философский словарь / И / Итеративность

Что такое Итеративность? Значение и толкование слова iterativnost, определение термина

Итеративность - (санскр. itera - другой ) - понятие , введенное в дисциплинарный оборот современной философии Деррида, для обозначения повторяемости как таковой; повторяемости "вообще"; повторяемости, безотносительной и безучастной к присутствию/отсутствию повторяемого. В традиционной метафизике повторение постулировалось как имманентно и атрибутивно предполагающее тождественность и самотождественность повторяемого, фундированное аксиомой тождественности и самотождественности присутствия (см. Differance , След ). И. как единое означающее содержит в себе (в традиционной для Деррида мыслительной стилистике) два конфликтующих смысла и значения: а) И. как возможность собственно повторения и б) И. как условие возможности иной процедуры - неадекватного, мутационного (в самом широком мыслимом диапазоне пределов) повторения или альтерации. Тем самым, И. у Деррида выступает как исходное, пред- данное , пред-мыслимое основание повторения. По мнению Деррида, тождественность и самотождественность вещи , явления или понятия, по определению, предзадают включенность в его структуру параметра ( горизонта ) завершенности его бытия как присутствия (т.е. его смерти). Поскольку (вне рамок парадигм эзотеризма и религии) последняя исключает какую бы то ни было перспективную объективацию, любой сопряженный или соответствующий знак оказывается в состоянии репродуцировать данную завершенность в ее отсутствии, таким образом, в свою очередь, имитируя и собственную конечность . Одновременно, согласно догматам традиционной метафизики, цельность понятия или явления предполагает возможность бесконечного его воспроизведения (повторения). В связи с этим, по Деррида, в той мере, в какой во всех таких ситуациях правомерно полагать "первородную" самотождественную сущность - исходно отсутствующей, повторение может мыслиться повторением того, что никогда не имело места. (Но: повторение иногда и повторяет повторение.) По мысли Деррида, в тех случаях, когда самотождественная сущность отсутствует, каждое повторение оказывается "иным" по сравнению со своим предшественником. Повторяющееся единство вещи, понятия или явления одновременно повторяет "отсутствие", замещая его место , - в результате всякий раз оказываясь "другим". Деррида в этом контексте настаивает на принципиальной возможности изначального присутствия "другого" в структуре понятия, вещи или явления (ср. "свое иное" у Гегеля). И. также оказывается обусловливающей и еще одну потенциально мыслимую структурную возможность: отсутствие самого повторяемого. В этом случае, по Деррида, повторение, повторяя, "отчуждается", становясь "другим" и дислоцируясь в "другом" месте. Эпистемологическим следствием данной концептуальной схемы выступает дальнейшее постижение и конкретизация механизмов осуществления такой мыслительной операции, как идеализация . Согласно каноническим схемам , идеальное (независимо от воздействия эмпирических актов и событий, которые пытаются деформировать его) способно к бесконечному повторению, оставаясь при этом самотождественным. Фундирована такая возможность допущением осуществимости бесконечного числа актов повторения. По мысли Деррида, И. является условием возможности и невозможности самотождественности идеального, конституируя, с одной стороны, то "минимальное тождество ", которое и подразумевается идеальным по отношению к "эмпирии", и в то же время ставя под сомнение тождество и этого "минимального тождества". В таком контексте, поскольку И. является условием возможности и невозможности "минимального тождества" повторяемого, подрываемого возможностью повторения, она выступает также условием возможности "дубликации": вещь , понятие или явление , согласно Деррида, всегда предполагают в своей структуре актуальный потенциал удвоения. С точки зрения Деррида, И. позволительно толковать как систематизирующий термин , сопряженный со всем понятийным комплексом так называемых "неразрешимостей", ибо она также может интерпретироваться как: а) иное обозначение differance, предполагающего структурную возможность пространственно-временной смысловой различенности присутствия; б) иное обозначение дополнительности - в той степени, в которой последняя суть пространство повторения-замещения отсутствия; в) иное обозначение следа, поскольку "самостирание" последнего осуществимо именно как результат возможности повторяемости. Актуализируя и артикулируя эвристический потенциал осмысления проблемы "бесконечного в границах конечного", концепт И. у Деррида одновременно демонстрирует осуществимость вынесения соответствующих мыслительных операций "за скобки" полагавшегося ранее абсолютным интервала "конечность - бесконечность ".

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Итифаллический - (Греч.) Определение богов как мужских и гермафродитных, - таких как бородатая Венера, Аполлон в...
Иттихад - «соединение», «слияние». Термин , обозначающий в мусульманской философии слияние души с Богом в...
Иудаизм - - религия , распространенная среди евреев. И. возн. во 2 тыс. до н. э. на основе политеистич....
Иудеохристиане - - принятое в науке название раннехрист. групп 1—3 вв., к-рые не порывали с иудаизмом и отправляли...
Ифинг - (Сканд.) Широкая река, отделяющая Асгард , обитель богов, от дома етунов, больших и сильных...
Ихрам - (араб.) - 1) одежда паломника-мусульманина, состоящая из 2 кусков неподрубленной белой льняной...
Ихтус - (Греч.) Рыба: символ Рыбы часто был относим к Иисусу, Христу нового Завета - частично потому, что...
Иччха - (Санскр.) Воля или сила воли.
Ишан - (перс.) - руководитель и наставник мусульм. общины дервишских, суфийских направлений. И., по...
Ишвара - (Санскр.) "Владыка" или личный бог - божественный Дух в человеке. Букв., суверенное (независимое)...