Что такое Ислам? Значение и толкование слова islam, определение термина
Ислам - (араб. - покорность ), мусульманство - одна из 3 т. н. мир. религий. И. возн. в Аравии в нач. 7 в. в период разложения патриарх .-общин. строя и образования клас. араб. гос-ва. Вероучение И. изложено в Коране , к-рый, согласно мусульм. преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила ( Гавриила ). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога - Аллаха , в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света , предопределение , воскресение мертвых. В соответствии с вероучением И. все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события , к-рые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ И. опирается на пять «столпов веры»: исповедание веры -произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий», ежедневная пятикратная молитва , пост в месяц рамазан ( ураза ), обязат. благотворительность ( закят ), паломничество в Мекку (хадзнж). Наряду с др. религ. обрядами и ритуалами, а также ислам , праздниками ( курбан-байрам , ураза-байрам , мавлюд ) «столпы веры» имеют большое значение для сохранения и укрепления влияния религии на верующих. Раз возникнув, И., как и др. религии, не оставался неизменным. В соответствии со сдвигами в обществ. жизни происходило его развитие . Оно нашло отражение в сунне -сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии И. явился его раскол на 2 течения - суннизм и шиизм . После оформления 4 бо-госл.-юридич. толков (мазхабов) в суннизме и выработки ислам. догматики (10 в.) было признано невозможным дальнейшее развитие теологии, права , морали, соц. установлений. Такая позиция , сохранявшаяся вплоть до 20 в., не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиц. распространения И. В наши дни мн. мусульм. богословы признают крайне вредное воздействие этой концепции на всю обществ, жизнь народов Востока, заявляют, что соц. структуры могут быть изменяемы людьми. Вместе с тем большинство богословов из стран, находящихся в капиталистич. системе хозяйства, либо призывают правоверных возродить порядки мусульм. общины времен пророка Мухаммеда, либо видят единственно возможный путь к процветающему об-ву через введение шари-атских норм права и морали. Теологи, выступающие с подобными концепциями, нередко приходят на позиции антикоммунизма . В СССР И. также претерпел заметную эволюцию. Изменилась его политая, ориентация. Духовенство стремится внушить верующим мысль о том, что И. «помогает» сов. об-ву строить коммунизм , формировать нового человека . Однако все это не может остановить закономерный процесс ослабления влияний И. на сознание и поведение людей. Последователи И. - мусульмане составляют подавляющее большинство населения мн. стран Азии и Африки. В СССР имеются среди населения Ср. Азии, Казахстана, Азербайджана, Сев. Кавказа, Татарии, Башкирии, Грузии, Армении.