Словари

Что такое Дуализм? Значение и толкование слова dualizm, определение термина

Дуализм - (лат. dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма , фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальбранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д.: Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д.: Спиноза, Лейбниц, окказионализм , В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла ( этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности ( неокантианство ), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели: орфизм , зороастризм , манихейство , гностицизм и др.). Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции - монизм и плюрализм ; 2) культурный феномен , выражающий фундаментальную интенцию европейской - и в целом западной - интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона , в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение: мир идей как сфера совершенства Абсолюта , с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве - с другой . Соединяющая оба мира " лестница любви и красоты" (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д. греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. у Спинозы, например: "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"), в то время как применительно к восточным воззрениям термин "Д." означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. "Д." ян и инь в древнекитайской культуре и Д. мужского и женского начал в культуре Европы - см. Секс ). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма . В качестве культурного феномена Д. проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию монизм - Д. в рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную - в различных модификациях - для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене "разорванного сознания", аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. с традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием , сколько нормой) и приближается к ценности (см. гегелевское "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием "). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала , восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса . В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д. любви земной и небесной как Д. плотского греха и духовного возрождения, например, - см. Любовь ). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. вторичного по отношению к исходному состояния: гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке ; космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии; артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология ); переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях космизма ); нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике; фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам: рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций, что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. с "женщиной с двумя пупками" у Н. Хоакина).

Посмотреть значение слова Дуализм в других словарях:

Что означает термин Дуализм?Исторический словарь
Толкование слова ДуализмПсихологический словарь
Что такое Дуализм?Религиозный словарь
Определение термина ДУАЛИЗМСловарь иностранных слов

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Дуальность - знание , базирующееся на представлениях противоположности, выражаемых соответствующими понятиями:...
Дугпа - (Тибет.) Букв., "Красные Шапки", секта в Тибете. До прихода Цонг-к а-па в четырнадцатом столетии,...
Дудаим - (Евр.) Мандрагора . Растение Atropa Mandragora упоминается в "Бытии", XXX, 14, и в "Песне...
Дуккха - (Санскр.) Печаль, страдание .
Дума - (Евр.) Ангел Безмолвия (Смерти) в Каббале.
Дурак - - человек , не являющийся круглым дураком. Дураки - это "новые глупые" ( иногда говорят "новые...
Дурга - (Санскр.) Букв., "недосягаемое", Женская сила бога; имя Кали, супруги Шивы, Махешвары, или...
Дустчаритра - (Санскр.) "Десять злых деяний", а именно, три действия тела - лишение жизни, воровство и...
Дух - (греч. pneuma, лат. spiri-tus) - филос. понятие , означающее невещественное начало , в отличие от...
Духовенство - - служители культа в ряде совр. религий. Д. удовлетворяет религ. потребности верующих, совершает...