Что такое Диада? Значение и толкование слова diada, определение термина
Диада - (греч. dias - двоица) - термин пифагорейцев и платоников для обозначения "иного монады". В пифагорейской философии особо выделяется следующая "четверица" категорий: 1) монада , т. е. первоначало, эфир , нус; 2) диада , или первоматерия, неопределенная двоица, апейрон ; она подчинена эфиру как действующей причине; 3) хронос , время ; 4) пространство , бездна - бесконечное и бестелесное существо. Эта "четверица" - корень жизни. Согласно Пифагору , Д. относится к причине страдательной и материальной и представляет собой видимый мир. В этом мире господствуют различия, противоположности, изменения. В силу своей текучести материя всегда есть нечто "иное", неопределенное, множественное, неоформленное. В противоположность Д., монада выражает божественную сущность ; монадический принцип есть принцип стабильности и формы. Через посредство Д. монада вызывает к жизни Вселенную, проявляется в мире и завершается в триаде. Тогда Д. оказывается слиянием вечно-мужского и вечно-женского в Боге. Нечетные числа у пифагорейцев почитались за божественные, а четные сопрягались с земным началом . В Д. они усматривали источник зла, дифференциации, противоположения, дисгармонии. Е. П. Блаватская подчеркивает, что у ранних пифагорейцев "Диада была тем несовершенным состоянием , в которое впало проявленное существо, когда оно отделилось от Монады. Это было той точкою, из которой раздвоились два пути - добра и зла. Все, что было двулично или ложно, называлось ими "Двоячностью"" (Блаватская Е. П. Тайная доктрина . В 2 т. Т. 2. M., 1991, с. 722). Филолай и Архит сформировали основные понятия пифагорейской математики, в т. ч. понятия единства Д. и гармонии. Вслед за пифагорейцами Платон и платоники противопоставляют монаде Д. и мыслят в последней беспредельность, беспорядочность и бесформенность. Спевсипп подставил на место "двоицы" - "множество", и впоследствии неоплатоники при противопоставлении формы и материи предпочитали пользоваться терминологией " единое - многое". У Плотина Д. - первая эманация Единого. Д. В. Пивоваров