Словари

Что такое Деятельность? Значение и толкование слова dejatelnost, определение термина

Деятельность - - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека , его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (Д физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная и т. д.). В плане социально-философском и методологическом понятие Д. используется для характеристики специфического способа человеческого бытия, т е. оно трактуется как принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействий с природой. Т. о проводится разграничение в истолковании Д. как одного из аспектов, уровней или объектов социального бытия и понимания ее как принципа созидания и исследования специфических процессов качеств и форм этого бытия. В первом случае Д. подлежит описанию наряду с другими проявлениями человеческого бытия, во втором - она оказывается инструментом, обнаруживающим и воспроизводящим связи социального процесса Рассмотрение Д. как принципа понимания социальности означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие элементов, свойств и связей человеческого бытия и обнаруживаем в них воплощения и следы человеческой деятельности, раскрываем способ их "жизни" в социальных процессах, находим объяснение парадоксу их одновременно слитного и раздельного, взаимообусловленного и фрагментарного, прерывного и непрерывного существования. Вещи человеческого мира в таком освещении показывают свои социальные значения, свою наполненность человеческими силами и способностями, свою многогранность или одномерность, следы плодотворных и разрушительных человеческих действий. Так, выявляется предметность человеческой Д., ее реализуемость в материале и ее зависимость от материала. Предметность Д. зачастую понимают прямолинейно, как овеществление ее, как поглощенность процесса Д вещью (таковы многие современные технологические концепции , соответствующие технократические проекты , вызывающие естественную критику, которая разоблачает подобную интерпретацию Д. и вместе с тем как бы замыкает Д. в рамках такой интерпретации). Однако предметность Д. по сути означает социальность се, ибо предмет не замыкает человеческую самореализацию, а открывает ее социальному миру, другому человеку, представляет ее разным ("близким" и "дальним") людям, "транслирует" ее в пространстве и времени социального процесса. Связь предметности и социальности человеческой Д. свидетельствует о том, что ее социальный характер не сводится к ее совместности, т. е. что индивидная Д. человека, в действительности, тоже является социальной, поскольку она реализует (выявляет, создает, достраивает, синтезирует) человеческие силы и способности и т. о. участвует в воспроизводстве социального процесса. Индивидный аспект человеческой Д., социальный по своему содержанию и предметный по формам своего воплощения, кажущийся иногда чем-то второстепенным, является "ядром" и "сердцевиной" Д., ее "живой плотью ". Иными словами, Д. без самореализации индивидов попросту невозможна Предметность и социальность Д. продуктивно реализуются только при наличии самореализации. В этом смысле самореализацию нельзя "включить" в Д. или "выключить" из нее. Условно говоря, если в цепочке социальных связей отсутствует минимальное напряжение, создаваемое человеческой самореализацией, Д. и собственно социальный процесс становятся невозможными. Предшествующие столетия в истории нашего общества можно представить как время , когда была сделана попытка строить Д. общества без учета самореализации человеческих индивидов. Результаты этой попытки оказались не только малоэффективными, но и разрушительными, поскольку закрепили отчуждение предметных, социальных и личностных аспектов Д. В теории это отчуждение выражалось различными концепциями связи производства и человеческого фактора, практики и бытия людей, труда и личной жизни, фактически разрывавшими Д. и личностную самореализацию людей. Следует заметить, что в западной философии аналогичные представления развивались функционализмом, сводившим поведение людей к выполнению заданных функций, и структурализмом, полагавшим, что любая человеческая активность "вписывается" в заранее заданные структуры и лишь оживляет их действие . В отечественной литературе по философии разработка понятия Д. как принципа объяснения социального бытия и методологического инструмента, выявляющего специфику взаимосвязей человека с миром, была начата Г. С. Батищевым, О. Г. Дробницким и Э. Г. Юдиным. В дальнейшем интерес к этой тематике стал бурно расти, и она оказалась в центре дискуссий по проблемам социальной философии, методологии и истории науки, интеграции обществознания (см. "Процесс социальный", " Методология ", "Отчуждение"). В. Е. Кемеров

Посмотреть значение слова Деятельность в других словарях:

Что означает термин Деятельность?Психологический словарь
Толкование слова ДеятельностьСоциологический словарь
Что такое Деятельность?Финансовый словарь

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Джабалы - (Санскр.) Изучающие мистическую часть Белой "Яджур Веды ".
Джабарйты - (от араб. «джабр» - необходимость , принуждение) -в исламе сторонники учения, отрицающего свободу...
Джагаддхатри - (Санскр.) Субстанция ; имя "кормилицы мира", обозначение силы, которая перенесла Кришну и его...
Джагат - (Санскр.) Вселенная .
Джаггернаут - (искаж. санскр. Джаганнатх, букв. - владыка мира) - одно из воплощений индуист. бога Вишну ....
Джаграта - (Санскр.) Состояние бодрствования в отношении сознания. Когда оно упомянуто в философии Йоги ,...
Джадидизм - (от араб. «усул-и-джадид» - новый метод ) - бурж. националистич. движение , зародившееся среди...
Джаду - (Индусск.) Колдовство , черная магия , чародейство.
Джадугар - (Индусск.) Колдун, или Чародей.
Джайи - (Санскр.) Двенадцать великих богов в "Пуранах", которые отказались сотворить человека и потому...