Словари

Главная / Философский словарь / А / Американоцентризм

Что такое Американоцентризм? Значение и толкование слова amerikanotsentrizm, определение термина

Американоцентризм - - одна из разновидностей европоцентризма , рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных связей между Европой и Америкой имеет в философии давние традиции ; реальные социально-истор. особенности судьбы амер. нации позволяли говорить о своеобразии США. Нек-рые философы усматривали в переменах, происходивших на Амер. континенте, прообраз принципиально иной цивилизации, опережающей европейскую и ценностно несоизмеримую с ней. Философы Нового Света , в согласии с этой установкой, развивали мессианские идеи , представляя Америку "спасительницей" старой Европы, якобы исчерпавшей свою духовность . Однако культурные узы Европы и США порождали в филос. лит-ре и противоположный ход мысли: энтузиазм по поводу социальных и духовных преобразований на новых землях сменялся унынием, разочарованием в цивилизаторской миссии Америки. Ранее господствующий в зап. сознании строй мысли не включал даже намека на культурное различие между Европой и Америкой. Постепенно в амер., а отчасти в зап.-европ. сознании складывалось иное убеждение : подчеркивалось культурно-истор. своеобразие Америки, укреплялось представление , что именно в Новом Свете разыгрывается новая драма истории, выявлялся особый потенциал человеч. духа. Однако попытки раскрыть неповторимость амер. культуры, доказать ее своеобразие, принципиальное отличие от европейской то и дело приводили к прямо противоположным результатам: духовная жизнь Нового Света представлялась лишь в малой мере отличной от европейской. Амер. мыслители находились под сильным влиянием европ. идейного наследия,хотя и придавали ему особую трактовку. Так, амер. интеллектуалы восприняли основы англ. пуританизма, сообщив ему, однако, мессианистский оттенок . Именно поэтому в амер. обществ, сознании стали укрепляться универсалистские идеи, согласно к-рым Америка в противовес Европе может стать истинным проводником религ. и гражд. свобод. Англ. Америка рассматривалась идеологами Нового Света как бастион гражд. и религ. свобод. Война с Францией укрепляла провиденциалистские настроения. Наступление амер. революции оценивалось как божеств, промысл . Концепция божеств, провидения стала важным рычагом нац. самоутверждения. Амер. революция приравнивалась к исходу евреев из Египта, основатели гос-ва - к библейским патриархам, Вашингтона уподобляли Моисею. Гос-во, основанное на новом континенте, не имело ни прошлого, ни гомогенного населения, но именно поэтому создавалась социальная мифология , появилась идея , будто Америка начинает новую историю человечества. Игнорируя социально-экон. факторы нац. сплочения, амер. теоретики подчеркивали консолидирующую роль мифов, изображая завоевателей материка подвижниками, имеющими полное право предписывать свою волю "примитивным" народам Америки и Африки; оправдывались насилие и геноцид . Истор. становление мыслилось как борьба с "дикостью" индейцев, как цементирование нации на основе неоспоримых культурных стандартов. Амер. философы возвещали наступление новых времен, грядущее торжество принципов демократии и гуманизма . Культурное своеобразие новой нации расценивалось как залог уникального истор. развития. Исторически амер. нац. сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судеб развития страны: американцы - новый народ , сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением. Своеобразие этой культуры - в особой приверженности идее техн. прогресса , динамизма , преобразования. В рамках американоцентристской концепции Европа и др. страны мира рассматриваются в осн. как плацдарм для укоренения амер. цивилизации. Выдвигая разл. программы культурного обновления, идеологи А. по сути дела поддерживают идеал динамичной вненац. культуры. Совр. версии А. страдают исходной противоречивостью: "новые философы" пишут об универсальном мировоззрении, свободном от узости "регионализма", ратуют за возрождение глобальной культуры, но источником универсализма оказывается не объективный процесс сближения культур, а именно А. Лит.: Нац. вопрос в развитых капиталистич. странах. М., 1978; Зап. Европа и культурная экспансия американизма. М., 1985; США глазами амер. социологов. Кн. 2: Политика , идеология , массовое сознание . М., 1988. П. С. Гуревич

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Американцы - - по материалам и описаниям в современной российской печати очень напоминают северных корейцев...
Амидаизм - - одно из течений в яп. буддизме , возникшее в 12 в. Название восходит к одному из гл. богов яп....
Аминь - (греч. и лат. amen, от др.-евр. «Да будет истинно, верно») - слово , к-рым завершаются христ....
Амитабха - (санскр. - неизмеримый свет ) - один из 5 верховных будд в махаяне, создатель и владыка рая -...
Аммон - (Егип.) Один из великих богов Египта. Аммон или Амун гораздо старше Амуна-Ра, и идентичен с...
Амнезия - ослабление или потеря памяти
Амон - - один из богов Др. Египта. Первоначально местн. бог г. Фивы, бог урожая. Со временем слился с...
Аморализм - : радикальное отрицание универсальной морали. Аморализм не совпадает с понятием...
Аморфность - бесформенность, расплывчатость, бесструктурность.
Ампир - ( франц. - имперский) - стиль в искусстве первых трех десятилетий XIX века. Является органическим...