Словари

Что такое клятва? Значение и толкование слова kljatva, определение термина

клятва - Клятва - торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор.6:13 ), и она выражалась в различных формах. Так например выражения: Господь между мною и тобою (Быт.16:5 ) пусть будет Судьей; жив Господь! (2Цар.12:5 ); пусть то и сделает мне Господь (Руф.1:17 ); свидетель мне Бог (Рим.1:9 ). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (Мат.5:34 ). "А Я говорю вам, говорит Господь: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий"... и ·проч. Далее мы читаем в ·свящ. Писании о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя (Быт.42:16 ), жизнью какого либо частного лица (1Цар.1:26 ), полевым скотом (Песн.2:7 ), храмом, алтарем, жертвами (Мат.23:16 ,22). Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх "Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли", сказал Авраам царю Содомскому (Быт.14:22 ). "Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в ·кн. (Втор.32:40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век!" или б) обратившись лицом к жертвеннику (3Цар.8:31 ), или наконец в) положивши руку под стегно (Быт.24:2 ). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми (Быт.14:22 , Деян.23:21 ). б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1Цар.14:24 ,28, 3Цар.18:10 ). в) иногда при произнесении обета (Чис.30:2 ). г) при раскрытии какого либо преступления (Чис.5:21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: "заклинаю тебя Богом живым" (Мат.26:63 ), и заклинаемый отвечал на это: "аминь", или: "ты говоришь". В послании к Евреям (Евр.6:16 ,18) ·ап. Павел говорит следующее: "Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву". Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр, Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались греховными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно (Исх.20:7 ), когда клялись истуканами и идолами и ·др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав.9:20 ), но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мат.5:33 ,37, Иак.5:12 ). "Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого" (Мат.5:37 ). Следуя этому учению Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.

Посмотреть значение слова клятва в других словарях:

Что означает термин Клятва?Исторический словарь
Толкование слова клятваСловарь эпитетов
Что такое клятва?Этимологический словарь Фасмера

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

книд - Книд (Деян.27:7 ) - Карийский город на полуострове Книдие, в Архипелаге. Им проходил ·св. ·ап....
книжники - Книжники Книжники, см. Законник.
коа - Коа - слово не совсем определенного значения, но очевидно составляющее название народа или...
кодрант - Кодрант (Мат.5:26 ) - медная римск. монета, составлявшая четвертую часть ассария, стоила на наши...
кожа - Кожа (Исх.26:14 , Иов.2:4 , Мат.3:4 ). Кожа и изделия оной были в большом употреблении у Евреев....
кожевник - Кожевник (Деян.9:43 ). Кожи различных животных у Израильтян, равно как и в настоящее время,...
коза, козел - Коза, козел (Лев.3:12 ). Стада козлов и коз считались в древности одним из важнейших предметов в...
козел для отпущения - Козел для отпущения (Лев.16:8 ,10). В великий день праздника, в день очищения, у Евреев...
козы дикие - Козы дикие (Иов.39:1 ) - иначе горные козы, назывались так потому, что живут почти на...
колаия - Колаия (глас Господень) (Неем.9:7 ) - Вениамитянин, из предков Саллу, потомство которого, по...