Словари

Главная / Биографический словарь / Е / Евгений (Евфимий Болховитинов)

Что такое Евгений (Евфимий Болховитинов)? Значение и толкование слова evgenij evfimij bolxovitinov, определение термина

Евгений (Евфимий Болховитинов) - Евгений (Евеимий Болховитинов) - известный ученый (1767 - 1837). Родился в семье бедного священника. Учился в Московской духовной академии, посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок Н.И. Новикова , оказало заметное на него влияние. В Воронеже, куда он был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над ""Российской историей"". Недостаток в книгах принудил его оставить эту задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся ""Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских"" (Москва, 1794), ""Полное описание жизни преосвященного Тихона"" и ""Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии"" (1800; капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Евгения была написана ""История воронежской семинарии"". В 1800 г. Евгений приехал в Петербург, постригся в монахи и определен префектом духовной академии и учителем философии и красноречия. По поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения церквей, Евгений составил ""Каноническое наследование о папской власти в христианской церкви"", разрушившее замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в Петербурге в 1803 г., дал в результате ""Записку с двумя духоборцами"" (""Чтения Общества Истории и Древностей Российских"", 1871, книга II). Так же ""случайно"", как и ""Записка"", составлено было Евгением весьма ценное ""Историческое изображение Грузии"" (Санкт-Петербург, 1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом и другими, а также исследования архивного материала. Евгений издал еще ""Памятный церковный календарь"", заключающий в себе немало материала для ""Истории российской иерархии"", задуманной Евгением. В 1804 г. Евгений был назначен викарием новгородским и, пользуясь библиотекой Софийского собора, написал ""Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода"". К тому же времени относятся: ""Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ"", ""Рассмотрение исповеданий духоборческой секты"" и ""Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна"", напечатанные в журнале ""Любитель Словесности"" (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Евгений написал ""Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской церкви"", ""Описание Пекинского монастыря"", ""Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских вологодских и устюжских архиереях"", ""О личных собственных именах у славяно-руссов"" и статью ""О древностях вологодских зырянских"" (""Вестник Европы"" 1813, ч. 70 и 71). В Калуге он продолжал писать ""Историю княжества Псковского"" (Калуга, 1831), пишет о ""Летописях древнего славяно-русского княжества гор. Изборска"" (""Отечественные Записки"", 1825, ч. 22, № 61) и ""О русской церковной музыке"" (для гейдельбергского профессора Тибо), составляет ""Описание шести псковских монастырей"", посылает в ""Сибирский Вестник"" исправленную им ""Записку о камчатской миссии"" (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). Его ""Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина"", печатавшийся сначала в журнале ""Друг Просвещения"" (1805), появился отдельно в 1818 г., а в 1827 г. вышел в значительно исправленном и дополненном виде. 2-я часть словаря была в 1845 г. издана Погодиным под названием ""Словарь российских светских писателей"". Эти ""Словари"" не утратили своего значения и до настоящего времени. В 1822 г. Евгений был назначен киевским митрополитом. Здесь составлены им ""Описание Киево-Софийского собора"" (Киев, 1825), ""Описание Киево-Печерской лавры"" (1826) и ""Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся"" (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд: ""Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г."", а также статья ""Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту"" (""Записки Общества Истории и Древностей"", 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей ""Историей российской иерархии"", которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятиной церкви, Золотых ворот и к другим важным находкам. Кроме трудов исторического характера, Евгению принадлежат еще ""Собрание поучительных слов"" (Киев, 1834), ""Пастырское увещание о прививании коровьей оспы"" (Москва, 1811), ""Новая латинская азбука"", ""Рассуждение о надобности греческого языка для богословия"" и др. Евгений постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с писателями того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (например, Державину ). Будучи горячим противником ""вольномыслия"", он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что ""отцы церкви нам в физике не учители"", что само св. Писание учит нас ""только нравственной и благочестивой физике"". Нападая на увлечение иностранцами, Евгений высказывал убеждение, что ""лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное"". История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, без субъективного к ним отношения. Такой характер и носят все труды его; за массой цифр и фактов не видно ни ""причин"", ни ""следствий"", ни духовной жизни. К преобразованиям духовных училищ в начале XIX в. и к лицам, стоявшим во главе этих преобразований, Евгений относился отрицательно. - Ср. Е. Шмурло ""Митрополит Евгений как ученый"" (Санкт-Петербург, 1888); Н. Полетаев ""Труды митрополита киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви"" (Казань, 1899); Д. Сперанский ""Ученая деятельность Евгения"" (""Русский Вестник"", 1885, № 4, 5 и 6); И. Чистович ""Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине XIX столетия"" (Санкт-Петербург, 1894); С. Пономарев ""Материалы для биографии митрополита Евгения"" (в ""Трудах киевской духовной академии"", 1867, № 8); Пр. Н. Фаворов ""Речь на годичном собрании университета св. Владимира"" (там же); И. Малышевский ""Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции киевской духовной академии"" (там же, 1867, № 12); А. Ивановский ""Преосвященник Евгений, митрополит Киевский и Галицкий"".

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Евгений Булгарис - Евгений Булгарис - самый выдающийся богослов новой Греции (1716 - 1806). В 1737 г. сделался...
Евгеньев Андрей Иванович - Евгеньев, Андрей Иванович - русский композитор (1833 - 1890). Музыку изучал в театральном...
Евграф (Евфимий Музалевский-Платонов) - Евграф, в миру Евфимий Музалевский-Платонов - проповедник (1769 - 1809), первый ректор...
Евдоким (Василий Иванович Мещерский) - Евдоким (в миру Василий Иванович Мещерский) - духовный писатель, родился в 1869 г. Окончил...
Евдокимов Иван - Евдокимов, Иван - учитель тверской семинарии; в 1753 г. написал ""Каталог преосвященных архиереев...
Евдокимов Николай Иванович - Евдокимов, Николай Иванович - граф, генерал-адъютант (1804 - 1870). Сын простого солдата,...
Евдокимовы - Евдокимовы - русский графский род. Николай Иванович Евдокимов возведен 17 апреля 1859 г. в...
Евдокия (Авдотья Николаевна Тютчева) - Евдокия (Авдотья Николаевна Тютчева, в замужестве княгиня Мещерская) - игуменья; основательница...
Евдокия (Деворра) - Евдокия - тетка царицы Натальи Кирилловны , жена думного дворянина Федора Полуэктовича Нарышкина....
Евдокия (дочь Ивана III) - Евдокия - дочь Ивана III от Софьи Палеолог . В 1506 г. выдана замуж Василием III за казанского...