Словари

Главная / Биографический словарь / Я / Янышев Иоанн Леонтьевич

Что такое Янышев Иоанн Леонтьевич? Значение и толкование слова janyshev ioann leontjevich, определение термина

Янышев Иоанн Леонтьевич - Янышев (Иоанн Леонтьевич) - известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в 1826 г. Сын диакона Калужской губернии, Янышев, по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, был в ней бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником в православной церкви в Висбадене. Для ознакомления западных богословов с трудами русских ученых Янышев перевел на немецкий язык и издал в Висбадене, в 1855 г., беседы профессора киевской духовной академии Амфитеатрова : ""Об отношении святой церкви к христианам"". В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В это время он написал статью: ""Несколько слов о современном состоянии протестантской Германии на основании свидетельств об этом самих протестантов"" (""Христианское Чтение"", 1861, I) и издал в переводе на немецкий язык переписку протоиерея Иосифа Васильева с нантским епископом (""Erorterung u. s. w."", Франкфурт-на-Майне, 1861). В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий высоконареченной невесте наследника русского престола, принцессе Дагмаре, ныне вдовствующей Государыне Императрице Марии Федоровне . С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Ему принадлежит первая мысль об основании при академии журнала ""Церковный Вестник"". В 1883 г. Янышев был назначен духовником Их Императорского Величества, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии, утвержден Святейшим Синодом в степень доктора богословия. Как профессор нравственного богословия в Санкт-Петербургской духовной академии, Янышев в разработке этой науки отрешился от прежнего схоластического метода, по которому нравственное богословие являлось сборником отрывочных нравственных рецептов, и стал на почву психологического анализа. Некоторые вопросы нравственного богословия, например о свободе воли, о значении благодати, получили новую и оригинальную постановку. Изданный профессором казанской академии А.Ф. Гусевым курс чтений Янышева под заглавием ""Православно-христианское учение о нравственности"" (М., 1887) обнимает собой не все, что было читано и говорено лектором, хотя и по этому курсу можно составить понятие о методе и воззрениях лектора. Все проповеди Янышева служили более или менее прямым и непосредственным ответом на важнейшие запросы современной ему русской церковно-общественной жизни и мысли, а специально академические проповеди посвящались вопросам, имевшим отношение к академическому образованию и разным сторонам студенческой жизни. Почти все проповеди Янышева относятся ко времени царствования императора Александра II ; он является в них истолкователем с церковной кафедры великих дел этого царствования. В 1874 г. Янышев был призван к участию в делах по старокатолическому вопросу, в качестве официального представителя русской церкви на боннской конференции. В 1890 г. Янышев напечатал в ""Церковном Вестнике"" ряд статей ""Об отношении старокатоликов к православию"", в ""Христианском Чтении"" за 1891 г. - перевод писем и заявлений Деллингера о ватиканских декретах. В 1893 г. Янышев принимал деятельное участие в работах комиссии по старокатолическому вопросу, а в 1897 г. - в заседаниях четвертого интернационального конгресса, на котором представил ответы санкт-петербургской комиссии на мнения роттердамской комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью (см. ""Церковный Вестник"", 1897, № 38 и 39). Деятельность Янышева, как заведующего придворным духовенством, коснулась главным образом улучшения его материального быта. При ближайшем участии Янышева устроен дом призрения вдов и сирот, а также заштатных лиц придворного духовенства. В 1888 г. утверждены ""Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства"". См. ""L-летний юбилей духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И.Л. Янышева"" (СПб., 1900; А. Н. ""Протопресвитер И.Л. Янышев. 1850 - 1900"" (""Санкт-Петербургский Духовный Вестник"", 1900, № 40); А. Бронзов ""Протопресвитер И.Л. Янышев, как профессор нравственного богословия"" (""Христианское Чтение"", 1899, ноябрь).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Яременко Юрий Васильевич (Род. 1935) - экономист, академик РАН. Автор метода модификации межотраслевого баланса, получившей название...
Яржинский Федор Фадеевич - Яржинский (Федор Фадеевич) - естествоиспытатель, родился в 1839 г. По окончании курса в 1869 г. в...
Яровицкий Алексей Васильевич - Яровицкий (Алексей Васильевич, умер в 1903 году) - писатель. Учился в Московском университете....
Ярополк I Святославич - Ярополк I Святославич - князь, сын Святослава Игоревича , брат Владимира святого (945 - 980)....
Ярополк II Владимирович - Ярополк II Владимирович - сын Владимира Мономаха , великий князь киевский (1082 - 1139). В 1116...
Ярополк III Ростиславич - Ярополк III Ростиславич - князь суздальский, племянник Андрея Боголюбского. В 1172 г., во время...
Ярополк Андреевич - Ярополк Андреевич - князь, внук Владимира Мономаха , сын Андрея Владимировича Мономаховича . В...
Ярополк Изяславович (князь, сын Изяслава II Мстиславича) - Ярополк Изяславович - князь, сын Изяслава II Мстиславича , правнук Мономаха . Принимал участие в...
Ярополк Изяславович (князь, сын Изяслава Ярославича) - Ярополк Изяславович - князь, сын Изяслава Ярославича . После изгнания Святославичей Ярополк был...
Ярослав I Владимирович Мудрый - Ярослав I Владимирович Мудрый (родился в 978 г., умер в 1054 г.), сын святого Владимира и Рогнеды...