Словари

Главная / Биографический словарь / Г / Голубинский Евгений Евсигнеевич

Что такое Голубинский Евгений Евсигнеевич? Значение и толкование слова golubinskij evgenij evsigneevich, определение термина

Голубинский Евгений Евсигнеевич - Голубинский, Евгений Евсигнеевич - знаменитый историк русской церкви, профессор Московской духовной академии, академик (1834 - 1912). Голубинский поступил в московскую академию из костромской семинарии в 1854 г. и в 1861 г. сделался ее бакалавром - в ту пору, когда духовная атмосфера у нас была перенасыщена планами и жаждой обновления. Этот подъем несомненно оплодотворял умы и переполнял сердца крупными желаниями. Отсюда еще в ранней молодости Голубинский строит план написать историю церкви на полной свободе. Отсюда же его дерзновенные выводы и отважное обращение с материалом. Но если время дало нечто историку, то что дала ему школа? В условиях духовно-академической работы каждый вынужден идти особняком, в одиночку. От этого неизбежны вредные в научном смысле навыки и, во всяком случае, угловатости, от которых может избавить своим контролем только школа. Голубинский шел, как все в академиях, с той, однако, разницей, что он сознательно устранял от себя влияние научной литературы и доводил свое уединение до крайних пределов. Однако было бы несправедливо забыть об одном могучем влиянии на него. Оно исходило от А.В. Горского . Этот ученый подвижник, отважный, но смятый филаретовским режимом исследователь, превосходный строитель Московской духовной академии, умел стягивать вокруг себя таланты. В числе их (вместе с Ключевским ) был и Голубинский. На Горском Голубинский видел, как историку русской церкви надо знать греческий язык, и действительно знал его: он говорил по ново-гречески, а на старом читал совершенно бегло. Возможно, что решимость Голубинского отправиться в командировку на греческий восток навеяна была Горским (1872 - 1873). Эта поездка дала Голубинскому преимущества, которых и до сих пор не имеет ни один историк русской церкви. Период киевский или домонгольский этой истории в русских источниках засвидетельствован слабо и бледно. Голубинский дешифрировал многие ничего не говорящие сами по себе известия и заметки при помощи сведений о порядках и обычаях церковных Византии. История управления, история монашества и другие отделы написаны так, как их никто, кроме Голубинского, с его превосходными знаниями по истории Византии, написать не мог. Человек колоссальной учености, Голубинский в то же время отличался детской прямотой и в жизни, и в научных суждениях. Он всегда говорил только то, что говорили документы. Отсюда его смелые построения и обращение с популярными легендами (об апостоле Андрее, князе Владимире и пр.), а также совершенно необычайные в церковной среде отзывы о столпах нашей церковности. В глазах студенчества это создало Голубинскому необычайную популярность. При общем почти молчании его голос звучал резко и делал из него героя. Вместе с Ключевским, Лебедевым и некоторыми другими Голубинский поддерживал в молодежи уверенность, что она учится не в богословской богадельне, а в настоящей школе. Однако внимательной аудитории у Голубинского не было. Лектор он был плохой. Всю свою энергию он расходовал в кабинете на создание исследований, которые никогда не дадут умереть его имени. Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение: ""Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников"" (1859). Как лучшая студенческая работа, очерк должен был быть представлен митрополиту Филарету . Поэтому А.В. Горский сам написал предисловие и внес исправления по вкусу Филарета: ""везде, где встречается полицейское красноречие о благодетельности мер против еретиков и раскольников, оно принадлежит Горскому"". В 1867 г. закончил исследование ""Константин и Мефодий, апостолы славянские"". В рукописи работа была представлена в Академию Наук и на основании отзыва Срезневского удостоена полной уваровской премии, но благодаря цензуре до сих пор остается ненапечатанной. В 1871 г. появился ""Краткий очерк истории православных церквей - болгарской, сербской и румынской"", доселе не антиквированный. После поездки на Восток Голубинский отдался работе над историей, первый том которой в двух громадных книгах вышел в 1880 г. Как это ни странно, но первоклассное исследование это не увидело бы света, если бы на помощь Голубинскому не пришел митрополит Макарий Булгаков . Для печатания книги у автора не было средств, и он обратился с просьбой о займе к своему сопернику, который в это время выпустил уже несколько томов своей ""Истории русской церкви"". Макарий знал, что работа Голубинского сводит на нет его только что отпечатанные тома, но с благородством большого человека обласкал Голубинского и дал ему деньги. Это отношение митрополита открыло книге дальнейшую дорогу. Автор получил степень доктора и был утвержден в этой степени Синодом, несмотря на отзыв-донос председателя учебного комитета, протоиерея Парвова . Но вскоре Макарий умер и оставил Голубинского беззащитным. В 1883 г. Победоносцев запретил опубликование адреса ему со стороны профессоров по случаю 25-летнего юбилея. Первая половина 2-го тома истории могла появиться в свет только уже через двадцать лет - в 1900 г., благодаря содействию Общества истории и древностей российских. Это же Общество перепечатало и обе половины первого тома в 1900 и 1904 г. в исправленном виде. Назревало освободительное движение. Даже Победоносцев стал менять свое отношение в Голубинскому. Представлялась возможность печатать и 2-ю половину 2-го тома ""Истории"", которая была написана двадцать лет назад, но не была закончена. Однако работа, столько лет лежавшая в ящике, требовала переделок, на которые у 70-летнего старца не хватило сил. В настоящее время она печатается в качестве посмертного труда в ""Чтениях общества истории и древностей"". В 1902 г. Голубинский был избран в члены Академии Наук. Но в это время его уже стала одолевать старость. В 1906 г. он окончательно потерял зрение. Последней работой, которую он видел своими глазами, был атлас к его истории, напечатанный в 1906 г. Из других работ Голубинского должны быть названы: ""История канонизации русских святых"", два издания 1894 и 1903 годов; ""К нашей полемике со старообрядцами"", два издания 1892 и 1905 годов, ""Преподобный Сергий Радонежский"", два издания, 1892 и 1909 годы. - См. некролог в январской книге ""Богословского Вестника"", 1912 г.; профессор С.И. Смирнов ""Е.Е. Голубинский"" в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1912 г.; М.Д. Приселков ""Памяти Е.Е. Голубинского"" в 2 кн. XVII т. ""Известий русского языка и словесности Императорской Академии Наук""; профессор И.А. Бродович ""Е.Е. Голубинский (Песков)"", в XIX т. ""Сборника харьковского историко-филологического общества в память проф. Е.К. Редина"". И. Андреев.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Голубинский Федор Александрович (протоиерей) - Голубинский (протоиерей Федор Александрович, 1797 - 1854) - основатель русской теистической...
Голубков Платон Васильевич - Голубков (Платон Васильевич) - московский купец (умер в 1855 г.). Сделал значительные...
Голубов Николай Федорович - Голубов, Николай Федорович - терапевт, профессор Московского университета, сын чиновника, родился...
Голубовский Петр Васильевич - Голубовский, Петр Васильевич - историк, доктор русской истории (1857 - 1907). Образование получил...
Голубцов Александр Петрович - Голубцов, Александр Петрович - профессор церковной археологии и литургии в Московской духовной...
Голубцов Федор Александрович - Голубцов, Федор Александрович - министр финансов (1758 - 1829). Начал службу в Сенате. Благодаря...
Голубы - Голубы - старинный дворянский род, восходящий ко второй половине XVII века и владевший поместьями...
Голубые-Ростовские - Голубые-Ростовские - княжеский угасший род Рюрикова дома, ведущий начало от князя Федора...
Голчины - Голчины - старинный русский дворянский род, ведущий начало от Василия Викторовича Голчина,...
Голштейн-Бек Петр-Август - Голштейн-Бек (герцог Петр-Август, 1697 - 1775) - сын Фридриха-Людвига, герцога...