Словари

Главная / Биографический словарь / Э / Эмин Федор Александрович

Что такое Эмин Федор Александрович? Значение и толкование слова emin fedor aleksandrovich, определение термина

Эмин Федор Александрович - Эмин (Федор Александрович) - писатель (родился около 1735 г., умер в 1779 г.). Биография Э., до появления его в России, остается недостаточно ясной, так как он сам неодинаково рассказывал о своих ""злоключениях"". Можно догадываться, что происхождения он был южнославянского. В течение 8 лет он странствовал по Австрии, Турции, Египту, Италии, Португалии и Франции; быть может, побывал и в Алжире и Тунисе. В Турции Э. сделался магометанином и служил в отряде янычар. В 1761 г. Э. явился в Лондон к русскому посланнику, князю Голицыну , принял православие и был отправлен в Россию, где состоял учителем в сухопутном кадетском корпусе, а потом переводчиком в коллегии иностранных дел и кабинет-переводчиком. Быстро изучив русский язык, Э. в течение своей восьмилетней литературной деятельности оказался очень плодовитым: он написал несколько сатирических произведений, ряд романов (переводных и подражательных), интересное ""Описание Оттоманской Порты"", издавал сатирический журнал ""Адскую Почту"" (1769), наконец сочинил патриотическую, но странную ""Российскую Историю"" в 3 томах, в которой ссылался на несуществовавшие книги и свидетельства. Ему принадлежит также переиздававшаяся до последнего времени книга богословско-философского содержания: ""Путь ко спасению"". Из семи романов Э. шесть относятся к распространенному в XVII и XVIII веках типу романов ""с приключениями"", похожих на сказку, где читатель знает, что герой выйдет победителем из самых затруднительных обстоятельств, добродетель в конце концов всегда восторжествует, а порок будет наказан. Только роман: ""Письма Ернести и Доравры"" сложился под влиянием новых веяний, преимущественно ""Новой Элоизы"" Ж.-Ж. Руссо. Романы Э., первого русского романиста, имели несомненный успех, некоторые были даже переизданы; в мемуарах можно найти ссылки на героев его романов; зачитывался ими в детстве и Карамзин (см. ""Рыцарь нашего времени"" Карамзина). В то время Г.Ф. Миллер и особенно А.П. Сумароков осуждали романы, Э. является их горячим защитником в отношении как образовательном (ознакомление с историей и нравами разных народов), так и нравственном (отвращении от зла и любовь к добродетели). ""Я последовал некоторым лекарям, - говорил Э., - кои полезные лекарства засладить стараются и часто оные позлащают по той причине, что теперь много есть таких больных, которые и того, что их здравию полезно, без прикрас не принимают"". Эта старая теория полезности литературных произведений оказала несомненную услугу русскому обществу. Э. широко пользовался правом пропагандировать свои идеи в романах; в этом отношении позднейшие русские романисты имеют в нем достойного предшественника. Наряду с истинами самоочевидными (польза просвещения, вред полуобразования, необходимость труда), Э. приходилось касаться и острых вопросов его времени: ужасов крепостного права, непорядков в суде и административных учреждениях, всеобщего холопства и преклонения перед разными милостивцами. Страницы, отведенные Э. этим наболевшим вопросам, отличаются гораздо большей резкостью, чем статьи сатирических журналов. Романист вкладывал свои задушевные идеи в уста героев, действующих в Греции, Алжире и т. д.; это позволяло ему высказываться свободнее. В некоторых романах (автобиографическом - ""Непостоянная фортуна, или Приключения Мирамонда"", ""Приключения Мирамонда"" и др.) даются целые общественные программы. К сатирическим произведениям Э. относятся его своеобразные ""Нравоучительные басни"" (издания 1764, 1789, 1793), ""Сон, виденный в 1765 г. 1 января"" (направленный против Академии Наук, Академии Художеств и шляхтецкого корпуса), неизданная доселе комедия ""Ученая шайка"", ряд эпиграмм и полемических стихотворений против М.Д. Чулкова , А. Шлецера и особенно А.П. Сумарокова (последний осмеял Э. в комедии ""Ядовитый""). Более дружеские отношения были у Э. с В.Г. Рубаном и Н.И. Новиковым , поместившим о нем сочувственную статью в своем ""Словаре"". Журнал Э. ""Адская Почта"" - один из лучших сатирических журналов того времени. Вполне ясно и сознательно смотрел Э. на значение сатиры; в известной полемике ""Всякой всячины"" с ""Трутнем"" Новикова о значении сатиры он примкнул к Новикову, обличавшему не пороки вообще, а очень определенно указывавшему на недостатки современников, которых легко было узнать по прозрачным намекам. И в журнале Э. прибегнул к излюбленному им способу: дело происходит будто бы не в России (хотя обмолвки именно о России попадаются на каждом шагу); переписку между собой ведут бес кривой и бес хромой о разных делах на земле. ""Адская Почта"" дает богатый материал для характеристики русского общества XVIII века (семейные нравы, щегольство, подражание иностранцам, ""случайные"" люди и отношение к ним при перемене ""счастья"", воспитание, суд, хищения, недостатки духовенства, крепостное право). Своеобразной чертой ""Адской Почты"" были статьи политические и публицистические, трактовавшие преимущественно об иностранной политике. Сильный и в XVIII веке милитаризм внушал опасения сатирику. Из рассуждений по этому вопросу делается вывод, что ""потребно, чтобы народ был более благополучен, нежели славен"" (войнами). В другой статье читаем: ""Петр в геройстве был весьма велик, но еще более в человечестве. Он, больше стараясь о пользе своего народа, нежели о своей славе, выше всех, одной только славы ищущих героев, имеет место. Если бы он не ввел в свою землю наук и художеств, не основал купечество и не отворил границы свои людям чужестранным, то многочисленные его войска служили бы только к отягощению его народа. Ежели государь человек во всем совершенстве, то и без геройства разумным своим правлением прославится и народ счастливым сделать может"". В ""Адской Почте"" встречается ряд интересных отзывов о Вольтере, Даламбере, Ломоносове , Сумарокове, Фонвизине , Нарышкине, Тредьяковском , Новикове, Лукине , Дмитриевском. - Литературная деятельность Э. мало изучена. Биография Э. - в словарях Новикова и митр. Евгения ; библиография - в статьях М. Лонгвинова (""Русская Старина"", 1873, том VII, 616 - 619) и А. Лященка (""Библиограф"", 1892, № 8 - 9); отзыв об ""Адской Почте"" в сочинениях о сатирических журналах Афанасьева, Н. Булича и др. См. еще: Л. Майков (статья о сатире ""Сон"") в ""Очерках из истории русской литературы"" (1889) и А. Лященко ""Публицистический элемент в романах Э."" (Санкт-Петербург, 1898). А. Л-нко.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Энгель Карл - Энгель (Карл, Engel) - композитор и писатель, родился в 1824 г. Приехав в 1842 г. в Россию,...
Энгель Юлий Дмитриевич - Энгель (Юлий Дмитриевич) - музыкальный критик, родился в 1868 году. Пишет в ""Русских...
Энгельгардт Александр Николаевич - Энгельгардт (Александр Николаевич, 1828 - 1893) - выдающийся ученый, сельский хозяин и публицист....
Энгельгардт Анна Николаевна - Энгельгардт (Анна Николаевна, 1835 - 1903) - писательница и переводчица, дочь лексикографа и...
Энгельгардт Василий Павлович - Энгельгардт (Василий Павлович) - астроном, родился в 1828 году. Образование получил в училище...
Энгельгардт Егор Антонович (Георг-Рейнгольд) - Энгельгардт (Георг-Рейнгольд, Егор Антонович) - писатель и педагог (1775 - 1862), уроженец города...
Энгельгардт Михаил Александрович - Энгельгардт (Михаил Александрович) - писатель, сын Александра Николаевича Э. ; родился в 1861 г....
Энгельгардт Николай Александрович - Энгельгардт (Николай Александрович) - писатель, сын Александра Николаевича Энгельгардта . Родился...
Энгельгардт Софья Владимировна - Энгельгардт (Софья Владимировна) - писательница, сестра Екатерины Владимировны Новосильцевой ,...
Энгельгардты - Энгельгардты - дворянский и баронский род, происходящий из Швейцарии, где Генрих Э. упоминается в...