Что такое Офорт? Значение и толкование слова ofort, определение термина
Офорт - - (от французского eau-forte - "крепкая водка", то есть азотная кислота) вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами. На отполированную цинковую (или медную) пластину наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла. Помещая цинковую пластину в азотную кислоту, медную - в раствор хлорного железа, протравливают освобожденные от лака места; при этом образуются углубленные печатные элементы. Углубления заполняют краской, покрывают увлажненной бумагой и затем получают оттиск на металлографическом станке. В широком смысле в понятие офорт часто включают и другие виды гравюры с травлением - акватинту, лавис, мягкий лак. Для офорта характерны живописность и эмоциональность манеры, свобода штриха, тонкость светотени. Первые известные офорты были выполнены в начале XVI века Д. Хопфером и А. Дюрером в Германии, У. Графом в Швейцарии. Расцвет искусства офорта относится к XVII веку. Во Франции Ж. Калло, одним из первых применивший повторное травление, в своих виртуозных по исполнению офортах создал образы, в которых драматизм и острая жизненная правда сочетаются с гротеском. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределило творчество последующих мастеров офорта. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии "сухой иглы", повторное травление, Рембрандт достигал тончайших, изысканных эффектов светотени, богатства психологических характеристик. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работали такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии в XVII веке выделялись офорты А. ван Дейка, в Италии - Г. Рени, Дж. Б. Кастильоне, в Испании - Х. Риберы. В России первый датированный офорт был выполнен в 1665 году С. Ушаковым; в XVIII веке в этой технике работали А. Ф. Зубов, Е. П. Чемесов. С середины XVIII века обозначились 2 линии развития: творческая и репродукционная. Блестящими мастерами творческого офорта были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Ж. О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К XVIII веку относится распространение цветного офорта. На рубеже XVIII- XIX вв. испанец Гойя создавал графические циклы, полные живописной выразительности, остроэмоционального и социально-драматического звучания. В XIX-XX вв. плодотворно работали в офорте многие известные художники (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, К. Писарро, Т. Стейнлен и др.).