Что такое Обнажённая натура? Значение и толкование слова obnazhennaja natura, определение термина
Обнажённая натура - (англ. nude model, фр. modele nu, нем. aktmodell). Мужская или женская обнаженная модель, специально позирующая художникам. В классической древности, когда нагота воспринималась как праздничное, торжественное обличие, возникла необходимость в изучении и воссоздании прекрасной натуры (сохранилось имя модели греческого скульптора IV в. до н. э. Праксителя — Фрина). Художники эпохи Возрождения, потрясенные красотой и величием античного мира, продолжили тему воплощения красоты человека. С XV-XVI веков изображение обнаженной модели стало венцом творчества художника, требующим от него владения композицией, перспективой, пластической анатомией, умением передать в пространстве любой ракурс и сложнейшие движения человека. «Человеческая фигура, — говорил И. В. Гёте, — не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности: надо обнажить ее внутреннее строение, расчленить ее на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому целому, которое движется перед нашими глазами как живой организм». В течение нескольких столетий поколения учеников рисовали слепки античных статуй и живую модель, удерживая их в своей зрительной памяти: например, русский художник Алексей Егоров мог по памяти нарисовать множество античных статуй с любой точки зрения. В 1-й половине XIX века А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, а в конце XIX - начала XX веков мастерские И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского в петербургской Академии художеств, В. А. Серов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества воспитали многих мастеров, виртуозно владевших рисованием живой обнаженной натуры. В ходе развития искусства XX века педагогическое значение рисования обнаженной натуры сохранилось, так же как интерес художников к изображению обнаженного тела (картины П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова, А. А. Мыльникова), но все большее значение приобретает рисование без натуры, по воображению, позволяющее резко усилить экспрессивную интерпретацию человеческого образа. Фёдор (Фиделио) Антонович Бруни российский исторический живописец итальянского происхождения Карл Павлович Брюллов российский живописец и рисовальщик ("Последний день Помпеи") Иоганн Вольфганг Гёте немецкий писатель, поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени ("Фауст", "Страдания юного Вертера") Александр Александрович Дейнека советский живописец, график, скульптор Пётр Петрович Кончаловский российский художник, один из основателей "Бубнового валета" Илья Иванович Машков российский художник, один из основателей "Бубнового валета" Аркадий Александрович Пластов российский живописец, график Илья Ефимович Репин российский художник, передвижник ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Арест пропагандиста", "Не ждали") Валентин Александрович Серов российский живописец, график, член "Товарищества передвижников", "Мира искусства", сын композитора А. Н. Серова